Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог, несомненно внес огромный вклад в науку, Особенно важный, написанный им труд – это книга "Внушение и его роль в общественной жизни". Эта работа Бехтерева В.М., в которой идет речь о видимом и естественно-биологическом поведении человека.
Заслуга книги в том, что Владимир Михайлович раскрывает сущность внушения, как психического феномена, описывает механизмы возникновения психических "эпидемий" и роль разнообразных видов внушения в обществе.
Самое важное, на мой взгляд, то, что по прошествии более ста лет, этот учебный труд, не потерял актуальности, мало того, все написанное происходило в нашем обществе и продолжает происходить в геометрической прогрессии.
Особый расцвет и "букетное" распространение на формирование личностного поведения, регистрируется в обществе во время революционных преобразований.
Слова Бехтерева о том, что "разум по дороге жизненного пути сохраняет лишь 20% людей", после первого прочтения, кажутся неким сюрреалистическим высказыванием, где-то между сном и реальностью.
Мы развиваемся, создаем некие достижения в науке и технике, постигаем медицину, которая предусматривает продолжительность жизни, сохраняя при этом разумное мышление.
Посвятив, практически всю жизнь изучению деятельности мозга человека, академик пришел к выводу, что 80% граждан живут теми запасами ума, которые можно определить лишь, как приобретенные навыки, и пользуются в дальнейшем ими, как привычным образцом поведения.
В силу того, что орган (мозг) не эксплуатируется на должном уровне, он деградирует. Те связи, которые были предусмотрены природой человека для развития homo īnsapiēns в homo sapiens, на деле оказались лишь обозначенным ёмким выражением Франсуа де Ларошфуко: "Ум служит нам обычно лишь для того, чтобы смело делать глупости".
В 2002 году Нобелевскую премию в области экономики получил психолог Дэниэл Канеман.
Оказывается, человеческими поступками руководит не только и не столько разум людей, сколько их глупость, так как великое множество поступков, совершаемых людьми, нерациональны.
Канеман считал, что разрушительное мышление (когнитивное искажение) – есть один из важных компонентов ошибочно-активной психической деятельности.
Это некие отклонения в поведении в восприятии и мышлении, которые обусловлены лишь субъективными убеждениями.
Они оказывают важную роль на личностное принятие решения, особенно при малом ассоциативном поле межнейронных связей, соответственно при малом объеме информации.
Анализ информации и обработка её, ограничена также физическими особенностями возрастных изменений человеческого мозга. Хотя возрастные изменения – в какой-то мере являются субъективным фактором. Люди, конечно, стараются беречь свое здоровье, но как-то "через пень колоду".
Могут пойти на работу с температурой, работают зачастую на двух работах и говорить о каком-либо доступном самообразовании не приходится.
Остается – телевизор. Это, конечно, отдельная песня! Мелькание катастроф, разбавленное очередным взяточником, ползанием по твоему желудку каких-то человечков в пожарной робе, вдогонку с собачьим кормом.
Исчезла напрочь человеческая потребность получать информацию, хранить её, отсюда стало нечего анализировать и принимать решения.
Владимир Бехтерев считал, что не возрастные проблемы с мозгом, делают человека рабом своих инертных процессов. Проблема в самоуверенности и лени.
И еще, в алкоголе. Алкоголь – наркотик, употребляя его, человек изменяет своё психическое состояние и начинает верить в то впечатление, которое создает ему "алкогольный бред". После пробуждения, разочаровывается в нарисованной воображением сказке, получает стресс и нежелание что-либо менять.
Какие процессы происходят в мозге, и что нужно делать, что бы сохранить себя в добром уме и здравой памяти? Чтобы узнать и выявить признаки тусклости мозга, Бехтерев создал тест, его важно знать каждому человеку.
Желание овладевать знаниями
Ежедневная умственная деятельность, не даст возможность возрастному ухудшению работы мозга. Поскольку слабоумие не наступает внезапно, и проблемы с памятью и логикой наступают постепенно, необходимо регулярно получать новые знания.
Обратите внимание, что бездумная информация для гимнастики мозга не подойдет. Нужно развить интерес. Это могут быть познания (иностранный язык, стихи, чтение и пересказ глав из книг), так и физические упражнения (гимнастика для шеи, для позвоночника, для сосудов, китайская гимнастика – Ушу).
Свою власть мозг отдает неохотно, нужно воспользоваться этим. Люди творческих профессий завсегда сохраняют умственные способности и критичность ума до глубокой старости.
Тоска по прошлому
Ремарк, автор произведений "Три товарища", "Жизнь взаймы", "Время жить и время умирать", высказался однажды так: "Если мы перестанем делать глупости — значит, мы состарились".
Иногда, человек продолжает использовать вещи и предметы не потому, что ему так удобно, а потому, что он к ним привык. Эта не всегда привычка, возможно боязнь новизны и приобретения навыков. Выбрасывайте старые вещи. Перед тем, как пользоваться чем-то новым, вы обязательно должны научиться этому. Даже купив новое платье, нужно походить в нем по дому, это уже будет новый навык вашего поведения.
Вы поразите себя и новой радостью и новым чувством, что, как известно, вдохновляет мозг молодостью.
Слова из песни, кинофильм "Москва слезам не верит":
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
Вы полагаете, все это будет носиться?
Я полагаю, что все это следует шить!
Сложно концентрировать свое внимание
Если вы испытываете проблемы на уровне быстрой памяти и вам трудно сосредоточить свое внимание, если вы рассеянны и откладываете намеченные задачи, которые казались вам ясными и четкими – заведите себе блокнот. Выберите место, где он будет находиться. Не носите блокнот за собой, а подходите всегда к нему, когда хотите записать очередную задачу на день.
С обратной стороны блокнота пишите все дела, которые вам предстоит сделать на следующие дни. С утра переносите только то, что нужно делать в текущий день, на первую страницу ежедневника.
Через неделю привыкнете и отметите, что вы лучше и быстрее стали адаптироваться. Все мысли, которые вы вспоминаете спонтанно, и они не подлежат исполнению в текущем времени, переносите на обратную сторону. После этого они перестанут вас отвлекать. Вы будете знать, что вы их сделаете и успокоитесь.
Очень полезно, если вы найдете старую подшивку журналов. Там будут описаны события, которые вы вспомните "по старой памяти" и обрадуетесь.
Все новое, читая, записывайте в конспект (кто пишет – дважды читает) и в следующий раз, повторите уже по своему конспекту. Это быстрее "освежает память" и формирует ассоциативное мышление.
Каждый день с утра, совершайте умеренные по интенсивности и по времени (10-15 минут) физические упражнения, но не нагрузки!
Критика и раздражение
Вредным для деятельности мозга, может быть ощущение, что под ваши капризы должны подстраиваться все. Вы, конечно, можете добиться этого, но при этом потеряете общение. Соседи или ваши близкие будут постепенно снижать контакты с вами, вынужденно соглашаясь с вашими доводами из вежливости.
Если вам нужно высказать свою точку зрения, тогда от спорных доказательств лучше уклониться, чтобы не получить раздражение и переживание. "Да, возможно, я не права, потому как, мое мнение созрело интуитивным путем, возможно, что оно изменится, если я подумаю. Тогда мы обязательно вернемся к нашему разговору".
Пожалуйста, оставьте свои размышления на следующий день. У вас будет выбор – признать, что вы были не правы, либо появятся аргументы для отстаивания своей позиции.
На критику всегда реагируйте шуткой, это повысит ваш авторитет в разговоре, соответственно улучшит ваше настроение.
.
Жизнь по расписанию
Многие работы И.П. Павлова посвящены принципу "доминантного" поведения. Мозг человека из лени, либо для ускорения мыслительного процесса, создает определенный очаг повышенного возбуждения, куда рефлекторно стекаются все импульсы. Доминантный очаг поведения выбирает путь исполнения. Такие автоматизмы могут не откладываться в памяти, и мы совершаем такие действия "заученно".
Павлов И.П. и Бехтерев В.М.были учеными и коллегами, при этом непримиримыми соперниками. По всей видимости, в этой позиции у них было согласие.
Бехтерев писал, что "Чем старше мы становимся, тем чаще живем на уровне рефлексов". Все действия совершаются дисциплинированно и по заведенному привычному порядку.
Чтобы мозг не ленился и не переставал замечать изменения вокруг себя – в природе, в живом окружении и, особенно в навыках, необходимо сохранить, например, определенный утренний распорядок. А путь на работу периодически изменять. Ваш мозг будет получать новые впечатления, видеть новые лица.
Займитесь кулинарией, хотя бы раз в неделю радуйте близких новым блюдом, это обязательно улучшит условия для формирования новых рефлекторных связей.
Помните, мозг человека имеет еще одну, и очень важную функцию. Чем больше вы нагружаете его новыми навыками, тем больше он начинает формировать новые нейронные пути.
Совершайте иногда незапланированные спонтанные поступки, чем больше неожиданностей вы совершите, тем дольше вы сохраните подвижность в удивительной архитектонике вашего мозга.