А заразны ли на самом деле психические заболевания? Ответа нет. Вернее он есть, только каждый вещает со "своей колокольни". Мнения разделились.
Причем речь не о тех, кто за кружкой пива, с пеной на губах, доказывают свою гипотезу. Говорить будем об известных ученых, заслуживших признание в науке.
Гюстав Лебон ("Психология толпы"), В.Бехтерев ("Внушение и его роль в общественной жизни"), С.С.Корсаков, В.Х.Кандинский, П.Б.Ганнушкин – эти господа, имеющие заслуженный авторитет в науке, неоднократно указывали о синдроме "индуцированного психоза".
Попытаемся и мы в чем-то, если не разобраться, хотя бы понять.
В этой статье, мне очень не хочется использовать многочисленные научные выражения и фразы. Я хочу написать просто, но, о нужном.
Конечно, не обойтись без высказываний людей, которые внесли свой вклад в науку. Имя этой науки – психология, если точнее – психология толпы. Можно было высказаться о психологии масс. Но хочу рассказать, почему я назвал именно так. Различие, наверняка будет незначительное (вам может показаться), однако важное.
Начнем с малого. Вы когда-либо замечали, дома или в автобусе, на вокзале, в принципе, в любом собрании людей – что иногда господа зевают.
Самое интересное, что окружающие этого гражданина, достаточно быстро, также начинают зевать. Или тереть глаза, или чесать нос. Обратите внимание и на себя, возможно, что и к вам придет желание повторить действие, которое совершает незнакомый вам человек.
Это очень индивидуально. Бывает, что человек начинает повторять ваши движения.
Если мы рассуждаем о массовом движении, тогда заметим, что оно объединяет людей, имеющих какую-либо идею и заинтересованных этой идеей. Субботники, освоение целины, строительство БАМа, различные создаваемые партии и подобное.
Толпа, в отличие от масс – это не идейная организация незнакомых людей, это случайность. По типу – «мимо проходил»…
Вам неоднократно приходилось останавливаться и смотреть на аварийное столкновение автомобилей, возможно, вы наблюдали пожары или, внезапно упавшего на землю человека.
Если даже вы лично, не задерживались, тогда видели толпу зевак, которые, стояли молча, некоторые давали советы или выкрикивали ругательства, адресованные порой, непонятно кому.
Если вы были свидетелем ДТП с тяжелыми повреждениями, наверняка, придя домой или в офис, вы делились впечатлениями об увиденной трагедии.
Вы можете увидеть плачущую девочку, у которой умер попугай.
Или представьте себе, что ваш муж, придет с работы, покушает сваренный борщ и скажет: «Знаешь, моя дорогая, я встретил другую женщину и сегодня ухожу от тебя навсегда».
Ситуаций подобных. можно описать много.
Я хочу сказать, что вы не попали в аварию и не получили травм. Вас не бил и не истязал муж, просто он вас посвятил в то, что он хочет жить по-другому. А что сделал умерший попугай девочке?
Ни в одном случае не было никаких физических действий. Лишь возникли события, которые известили вас и вызвали неприятные эмоции.
Вполне может быть, что девочка забыла о попугае уже на другой день. Женщине, видевшей смертельное ДТП, возможно, приснился тяжелый сон, а жена, которую оставил муж, сказала: «наконец-то, я дождалась».
А может, она впала в тяжелую депрессию, и её пришлось госпитализировать в отделение неврозов, и «подсадить» на транквилизаторы (или даже, нейролептики). И она стала с этим жить.
Что мы сейчас должны уяснить. Оказывается, не только бактерии, вирусы и прочие биологические объекты, могут вызвать заболевание или расстройство. К сожалению, даже одно слово, может вызвать бурю эмоций и привлечь болезнь.
Обратите, пожалуйста, внимание – микроорганизм может вызвать фурункул на коже, что вызовет однозначно изменение настроения (правда, к психиатру вы не побежите, скорее к хирургу).
А вот изменение эмоционального состояния, может вызвать лавину различных негативных процессов в организме. То, что мы называем стрессом.
Депрессия или возбуждение, повышенное артериальное давление, приступ стенокардии, изжогу, понос, восприимчивость к т.н. «простудным факторам».
Ваши эмоции, могут возникнуть на основе реальных событий. Но, иногда ложь или вымысел, также могут вызвать эмоцию, которой вы не будете рады.
К сожалению, организм отреагирует на ложную информацию и на правдивую, одинаково.
Известный русский психиатр В.Х. Кандинский, высказывался так:
"Не одни только телесные болезни способны к эпидемическому распространению. Психические расстройства также нередко принимают эпидемический характер. История общества представляет непрерывный ряд примеров, в которых побуждения и стремления, чувства и идеи, охватывали сразу массу людей. Независимо от воли индивидуумов, совершался тот или другой ряд одинаковых действий. Двигающая идея, сама по себе, может быть как высокой, так и нелепою, а чувства могут не выходить за границы физиологических, но они могут стать необычайными и совершенно изменяющими прежний, нравственный и умственный характер людей".
Написано это было в 1881 году.
В нашем сознании, конечно же, укрепилось понимание, что боль и страдания могут вызвать только физическое воздействие. Однако, я вам кратко описал ряд расстройств, которые, как вы поняли не имеют физической направленности. Что же в этом случае нас гнетет?
Я обращал внимание, что некоторые люди плачут при просмотре кинофильма и даже какое-то время ощущают себя подавленными. Однажды я, по роду своей деятельности, работал в составе комиссии – мы инспектировали детские дома. В какой-то момент, нам представили класс, в котором ребята проводили свой досуг. Читали, рисовали, сочиняли стихи.
Прошло с тех пор много лет, а я не могу забыть девочку, лет 12-ти. Она страдала детским церебральным параличом, движения её рук были с нарушением координации, при этом она рисовала. Голубое небо, желтое солнце, зеленая трава и дети.
Девочка прекратила рисовать, посмотрела на нас – здоровых, не хромых и не горбатых и сказала: "Люди будьте счастливы".
В её глазах не было ни грусти, ни зависти к нам. В них я увидел лишь совет, чтобы мы взрослые тети и дяди не растеряли то, что имеем.
Прошло время, до сих пор не могу забыть этих слов.
Вы можете подумать, для чего я это написал. У меня ведь статья не о детях сиротах.
Написал я о своих впечатлениях, которые остались в душе, и очень надолго.
Здесь, я еще раз хочу вам показать, как здоровый человек, получил душевное расстройство от увиденного, причем, никоим образом, не касающееся его собственной жизни и здоровья.
Теперь, наверное, самое время перейти от таких вот частных случаев к общим причинам. Когда не один человек переживает, расстраивается или входит в безумный экстаз. Но, не от того, что его сразил менингит или желтая лихорадка. Не от того, что он отравился грибами или его укусила гадюка. А получил он душевное переживание.
Только не воспринимайте выражение "душевное расстройство", как синоним – "психическое расстройство".
Возможно, что самое большое различие между психическим заболеванием и страдающим душевной болью, то, что психически больной человек доволен своим миром, в котором он живет. Наши критерии (хорошо или плохо) его никак не "колышут".
А человек рефлексирующий, сам страдает и зачастую жизнь портит своим близким. И передает им свое настроение.
Надеюсь, что вы начинаете понимать, хотя бы задумаетесь, о какой такой психической заразительности я хочу сказать.
Homo sapiens, который "разумный", действительно от природы получает разум и волю, которые направлены на существование и даже более того, на борьбу за это существование.
И каждый волевой акт, связан, прежде всего, с рассуждением. Человек вначале думает, затем включает волю, отрывает "задницу" от дивана и идет свершать великие дела. Если рассудок возомнил, что это важно и нужно.
Пока же человек рассуждает, что ему лучше сделать – поехать к теще и поменять ей унитаз (давно просила), либо сходить выпить пива (мужики звали), займемся условным разделением нервной системы и психической деятельности человека (разумного) на сознательную и бессознательную.
Мы предполагаем, что вся наша умная (или разумная) деятельность спрятана у нас в голове. Что хотим, то и делаем. Может и не всегда так. Бывает эрекция, в самый не востребованный момент появляется. Или чихнуть вдруг захочется, совсем не кстати.
Вопрос. А как ребенок, который только родился, уже понимает, что ему кушать хочется? И кричать, сосать-глотать умеет.
Когда ребенок начинает ходить и накапливает достаточно силы в мышцах, он научит свой спинной мозг управлять мышцами так, чтобы координировать их работу для совершения акта хождения. Головной мозг отдает лишь сигнал к началу движения.
Иногда, спинной мозг не дожидается приказа от головного мозга, тогда координированное движение происходит бессознательно.
Больные эпилепсией (лунатики), в определенных случаях, могут ходить и совершать привычную механическую деятельность, когда отсутствует сознание и эти действия называются "автоматизмами".
Головной мозг анатомически (и функционально) разделен на два порядка.
Первый. Это корковое вещество мозговых полушарий. Сознательное ощущение и мышление. Воля и чувственность.
Второй. Так называемый "продолговатый мозг" и другие узлы ближе к основанию мозга. Здесь расположены органы чувств и синхронизации, а также двигательные центры.
Важно! Хочу напомнить, что мы не размышляем ни про анатомию мозга, ни про физиологию во всей красе деятельности человека. Поэтому, детальных подробностей вы не найдете. Нам нужно понять – действительно ли душевные расстройства передаются от человека к человеку.
Приведу доступный пример для понимания.
Человеку жарко. Он это ощущает. Работает первый порядок, т.е. мышление. Как бы найти прохладу.
Второй порядок регулирует температуру тела без всякого приказа от первого. Сигналы (без участия сознания) идут к центру дыхания (учащается дыхание), расширяются сосуды кожи (идет отдача тепла), учащается сердцебиение.
Мы констатируем лишь работу ощущений и не осознаем работу по восстановлению температурного режима, благоприятного для тела.
В действительности примеров такой работы, сознательной и бессознательной – много. Реакция глаза на летящую соринку, крик, вызванный болью или страхом и пр.
Вы понимаете, что существуют движения, которые вовсе не зависят от корковой активности мозга и свершаются автоматически.
Пчела создает геометрически правильные ячейки, ласточка так лепит гнездо, что поражаешься её искусству.
Человек приобретает сложные автоматические движения через свой опыт. Мозг у него может только создать волевой сигнал к желаемому, а работу перекладывает на автоматические механизмы.
Это наблюдается при чтении вслух, рассудок не двигает сознательно важными для чтения мышцами, да еще и в строго определенном порядке.
Танцы, игра на гитаре, управление автомобилем – это примеры автоматических движений.
Как выразился (Maudslay Henry, английский изобретатель) Генри Модсли: "если бы при всяком роде движений было необходимо активное участие сознании и воли, тогда человек в целый день успевал бы разве одеться и раздеться, т.к. процесс застегивания одной пуговицы потребовал бы много времени и труда".
Если вы обратили внимание, до сего момента мы рассуждали о рефлекторной деятельности подкорковых центров и двигательных отделов спинного мозга и автоматизмах, присущих человеческому индивидууму.
Продолжение следует…