Вот и решил высказать свою точку зрения. Статей на тему алкоголизма и алкогольной зависимости написано мною много. Наверное, более 200. Работаю я более 20 лет.
Могу уверенно сказать, что пьющих людей меньше не стало, чтобы там статистика не рисовала.
Под окнами моего дома очень уютный и маленький скверик. Здесь любят посидеть мамы с маленькими ребятишками. Днем.
Чуть в стороне расположен павильон "Пивной причал". В дневное время по соседству с мамашами на лавочках располагаются, взяв "полторашку", мужчины, женщины, подростки. Ведут себя обычно достаточно спокойно. Бутылки держат в пакетах, чтобы не видно было. Все же общественное место и пить спиртное здесь, по закону нельзя.
Особый кураж начинается не вечером, а ранним утром, откуда люди сюда стекаются и почему здесь собираются – не знаю. Наверное потому, что днем приглянулось.
В основном это молодое поколение. Юноши и девушки. Как они разговаривают! Они смеются и плачут. Хохочут и рыдают. И все это исполняется на фоне виртуозных матов.
Разбуженный этим "концертом", я смотрю на них, не как врач-нарколог, не как жилец этого дома. Я, гражданин страны, в которой происходит смена поколений, воспитанных в разных общественных устройствах.
Мое поколение – пионеры, комсомольцы, строители коммунизма. Для скептиков скажу, что нас так воспитывали. С верой в коммунистические идеалы. И с этой верой наша страна победила фашизм.
И сегодняшняя молодежь, воспитанная на волне свободы. Они родились на этой волне.
А свобода, господа – это не дозволенность крыть матом с телеэкрана, а девчонке в 16 лет спокойно курить на крылечке магазина или парикмахерской.
Вернемся к теме статьи. Что делать с пьющими? Помогать им. Или спасать. И полагаю, что ни того, ни другого делать не нужно. Не потому, что не нужно, а потому, что поздно.
Алкоголизм – есть психическое заболевание. Приобретенное. И, приобретенное не потому, что нахлынула эпидемия какого-то страшного вируса (вирус в переводе с латыни – яд!). С этим бы мы справились, как справлялись с холерой, чумой, сифилисом, оспой. Страшно потому, что это мы, люди, сами создали, сами пьем и сами потом становимся психически неполноценными.
Я неоднократно встречал такие вот перлы: "Если человек употребляет спиртные напитки чаще, чем два раза в месяц, это уже первая степень алкоголизма".
Во-первых, такого заболевания, как "алкоголизм" – нет. Признанная классификация говорит несколько по-другому: "Психические и поведенческие расстройства, вследствие употребления алкоголя".
Во-вторых, даже по этой классификации, диагноз не ставится на основании лишь одного симптома, даже такого (употребление спиртного, чаще, чем 2 раза в месяц). Существует еще одно понятие в международной классификации – "Пагубное употребление, с вредными для организма последствиями, но без симптомов зависимости".
Третье. Давайте всех, кто два раза в месяц употребляет спиртное (пиво, вино, водку) – не важно, что – будем лечить. Признаем алкоголиками, запретим водить автомобили и трамваи. Работать на тракторе. А еще лучше, поместим в лечебницу. Хотя это уже слишком, наверное. Наша страна получается уже лечебница.
Только вот не все пьющие – алкоголики. И для алкоголиков есть психиатрические и наркологические учреждения, где их лечат, спасая им жизнь.
Моя тема не про алкоголиков, а именно про психические и поведенческие расстройства, которые возникают после употребления спиртного. Спасать их не нужно, помогать им не нужно. Им необходимо воспитание. И не в том возрасте, когда они по ночам по скверам "ошиваются", а когда они еще "пешком под стол ходят". А этого мы как раз создать и не можем, потому что 95% населения – пьющие. И воспитание необходимо начинать с воспитателя, т.е. с родителей. И чтобы это сделать, нужно перестать врать. И себе и детям своим. Особенно, когда "в подпитии" – учим детей своих не пить!
Сам по себе алкоголь необходим организму и вырабатывается в организме, но в тех концентрациях, которые индивидууму необходимы. Любое вмешательство в запрограммированный природный процесс жизнедеятельности – вызывает его нарушение. А поскольку вырабатываемые в организме молекулы алкоголя влияют в большинстве на эмоциональное состояние человека, именно оно и нарушается при алкоголизации.
Алкоголь действует как вещество, активирующее кору головного мозга на первом этапе приема спиртного. Для снижения активности поступающего алкоголя, организм сопротивляется. Перестает вырабатывать собственный алкоголь, усиливает расщепление этанола в печени, активирует почки, даже кожные сосудики расширяются (человек краснеет), чтобы усилить выброс избытка спирта.
Увы! Через некоторое время организм теряет свою компенсаторную возможность выведения избытка алкоголя. Наступает вторая стадия защиты – торможение коры. Кора больших полушарий перестает работать. Алкоголь, как наркоз, усыпляет мозг. Возникают "провалы в памяти". Когда концентрация алкоголя снижается, человек выходит из алкогольного наркоза, сознание активируется.
Такие испытания не проходят бесследно для нервной системы. Нарушения этой функции приводит к нивелированию личностной индивидуальности. Ведь нашу психику и ее индивидуальные черты определяет функционирование нервной системы.
Но не нужно забывать, что повреждается не только мозг, но и все органы в большей или меньшей степени. Кто-то умирает от цирроза печени, а другие в "белой горячке". У многих нарушается функция почек.
Однако в клинике алкогольных проблем, не рассматривается спирт, как "профессионально вредное" вещество. И проблемы эти разбираются обычно с позиций социальных.
В первую очередь – семейные отношения.
Роль пьющего человека в воспитании и развитии детей.
Поэтому, я указал, что не нужно врать. Когда родитель, выпивая, говорит о вреде алкоголя (абсурдно, конечно, даже об этом говорить), он садит плоды алкоголизма в душу ребенка, и они в свое время дадут всходы. В скрытых уголках человеческой психики начинается процесс созревания. Синдром алкогольной зависимости начинается с детства.
На этой стадии не нужно кодирование, не нужна "химзащита" и "торпедо". Это еще здоровые люди и работать с такими людьми должны не психиатры, не наркологи, а психологи и психотерапевты.